ЧЕМ ПОРАДУЕТ ВСЯК ФЕВРАЛЬ-2006

От редактора. 1

Новости авторов. 1

Прозаические этюды.. 2

©Ампир (Арзамас) 2

Всё как у людей. 2

БЕСЕДЫ О ГЛАВНОМ... 5

© Авигдор Эскин.. 5

(Иерусалим, Израиль) 5

ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО «КАББАЛА». 5

СТИХИ НОН-СТОП.. 14

©PANI 14

(Санкт-Петербург) 14

©Мария Ярославская. 15

(Пермь) 15

©Эмири Ариго. 15

(Ижевск) 15

©КАТАРИОС.. 16

(Владимирская обл.) 16

ОДЕРЖИМАЯ.. 16

Бюро находок. 16

ВСЯК ФЕВРАЛЬ 2006

От редактора

Редакторские заметки

Отгремели новогодне - рождественские праздники, каждый их провёл по- своему! Огромное спасибо всем, кто не забыл о редакции и поздравил её с этими событиями J. Хочется поздравить сильную половину человечества с 23 февраля! Будьте всегда мужественными, сильными и желанными гостями на празднике жизни!

Может быть уже предвкушение весны, или ещё какой-то необъяснимый фактор, но основной материал «Всяк» посвящён любви…или каким-то её формам…

В рубрике «Беседы о главном», я думаю многим будет полезно наконец-то разобраться, что за собой скрывает модное понятие «Каббала».

                                                                                                                         

Частенько мне пишут, что я, Мария Ярославская мало рассказываю о себе. Что ж теперь появился новый сайт, где я постараюсь быть откровенной…на сколько мне позволит воображение

http://steig78.narod.ru

 

ЧЕМ ПОРАДУЕТ ВСЯК ФЕВРАЛЬ-2006. 1

 

Новости авторов

О достижении наших авторов

30.11.2005 в городе Гороховец Владимирской области на конкурсе юных журналистов «Проба пера» стихи Катариос заняли 1-е место, в тот же день Катариос впервые публично читала свои стихи. 21.12 Катариос читала свои стихи на поэтическом вечере литературного кружка, где зрителями были –взрослые, конечно очень волновалась, но выступление прошло отлично! Позднее её фото и стихи опубликовали в газете «Новая жизнь». Приятно, что на своём выступлении она упомянула о рецензии, которую на её стихи дало наше издание. В рубрике «Стихи нон-стоп» читайте свежее стихотворение этого автора.

ЧЕМ ПОРАДУЕТ ВСЯК ФЕВРАЛЬ-2006. 1

 

Прозаические этюды

 

©Ампир (Арзамас)

 

Всё как у людей.

 

Любой бизнесмен знает, что в его деле бывают штормы и  даже  торнадо

 

С.Кинг «Кудж».

 

 

<Бодлер>

 

Бодлер жил в элитном районе. Пятый этаж, охрана у подъезда, подземный гараж, в котором «ночевал» его «BMW» - что ещё нужно бизнесмену средней руки для счастья?

Он был молод, одинок и свободен. Его пятикомнатная квартира понемногу обрастала предметами роскоши – не слишком дорогими, но стильными, свидетельствовавшими о хорошем вкусе хозяина. На его руке сверкал настоящий «Роллекс», туфли были исключительно итальянскими, галстуки – только с золотой ниткой, костюмы были делового покроя, но он в них чувствовал себя как в спортивных.

Бодлер получил своё прозвище из-за пристрастия к свежим утренним круассанам. Кто из друзей окрестил его так – никто уже не помнил.

Свой бизнес он основал на таланте извлекать пользу из, казалось бы, ненужных вещей. В двадцать лет он получил от отца «выходное пособие в жизнь» и на эти деньги выкупил участок леса, который не представлял ни для кого никакой ценности. За эту же цену можно было бы купить хороший цифровой фотоаппарат.

Также он приобрёл небольшой арсенал пейнтбольных принадлежностей, установил на территории несколько больших пустых бочек, недоделанных банных срубов и дотов из мешков с песком.

Его друзья-бизнесмены, а также некоторые чиновники и даже бандиты, с удовольствием играли в эту игру, «решетя» пятнами краски друг друга. И Бодлер стал понемногу расширяться.

Деньги текли рекой, но как только посещаемость «Зоны Бодлера» стала падать, он тут же продал свой пейнтбольный парк за цену, в двадцать раз превышающую номинальную, и занялся другим.

Так он и зарабатывал на жизнь около трёх лет. А потом денег стало так много, что он смог позволить себе стать вполне стандартным богачом и завести себе собственную фирму,  в которой все дела за него делали шустрые заместители. Деньги, понятное дело, капали в его карман.

Он был в полном расцвете сил. Всё то, чего бы он ни пожелал, исполнялось максимум за неделю. И всё же – его уважали не все. Были, конечно, и друзья, и враги, но кроме них был ещё один человек, который не давал ему покоя.

В их доме, в их элитной многоэтажке, при входе работала вахтёрша по прозвищу «тётя Филя». Бодлер называл её хоть и уважительно, но не без доли детской насмешки: «Бабариха». Она не обижалась.

 

<Бабариха>

 

Вахтёрша Надежда Ильинична Филиппова была женщиной в возрасте, но никто бы не рискнул назвать её старухой. К жильцам относилась со всей строгостью, но ни разу не перегибала палку. Если вы пришли в гости к кому-то из жильцов вверенного ей подъезда без приглашения – будьте уверены, что вас обыщут, позвонят на место вашей работы, а у вашего пса, если таковой будет, уточнят родословную до седьмого колена, не говоря уж о ветеринарных справках и наморднике.

Жильцов Бабариха всё же уважала, что никак не мешало ей держать их в кулаке «а-ля команданте». Никто и никогда не видел её рабочее место пустующим – кто бы в какое время не проходил через её «проходную», она всегда была на страже.

*          *          *

Бодлер, как всякий порядочный холостяк, часто был весел и разговорчив. У него не было депрессий, его не мучили ночные кошмары, не перебегали дорогу чёрные кошки, да что там – даже Бабарихин фиолетовый кот Яндекс всегда смотрел на Бодлера будто бы с уважением. Тем не менее, у бизнесмена с вахтёршей была небольшая трещинка в отношениях, которая могла когда-нибудь разрастись до размеров склоки.

Бабариха приклеила к Бодлеру выражение «всё не так, как у людей». И этой фразой она часто прощалась с ним вместо «до свидания», а также любила позубоскалить с ним на эту тему.

 - Вечно у тебя всё не так, как у людей, - ворчала она. – Ну кто сейчас нанимает служанку, чтобы вынести мусор или постель застелить, а? Разве нельзя заботиться о себе самому? Когда ты в последний раз хоть пылесос в руки брал? Он вообще у тебя есть?

Бодлер вежливо отвечал, что пылесос у него есть, но он к нему прикасается в исключительных случаях. И зачем, спрашивается, что-то делать самому, если можно позволить себе потратить немного денег на горничную(он не любил слово «уборщица», «служанка»)?А у неё ведь тоже дети есть, разве не благое дело – дать ей заработать?

На что Бабариха обыденно бросала ему в спину:

 - Вечно у тебя всё не так, как у людей…

<Таина>

 

Её действительно звали Таина.

Чёрные, как ночь, длинные пряди роскошных волос с величественными завитками, глаза глубокие, как два зелёных океана; кожа слегка смуглая, как после бронзатора, идеально подпиленные ногти, стильные туфли на невысоком каблучке, минимум украшений и платье, слегка стянутое в талии, дабы подчеркнуть изящество её фигурки.

Когда она хотела перебить собеседника, она попросту едва-едва касалась его руки, и тот сразу забывал то, о чём говорил. Она никогда не давала повода думать, что добилась чего-то красивыми ножками – подобных мыслителей она называла очень коротко: «хам». Словно ставила ему на лоб чёрное позорное клеймо и тотчас забывала о существовании этого человека.

Бодлер подписывал некий контракт с фирмой, где она работала всего лишь менеджером по рекламе. Встретив Таину, он пригласил её на ужин, но она отказала сразу после того, как услышала название ресторана.

Он не отступил. Представившись, он назвался «Бодлер, романтик и чудак», причём окончание имени «Бодлер» вышло словно мурлыкающим; он дал ей свою визитку, взяв с неё обещание перезвонить завтра. Она ответила лёгкой улыбкой и кивком, давая знать, что он интересен ей и не более.

Таина позвонила в конце следующего дня и тотчас была приглашена на свидание-сюрприз. Бодлер не ошибся – её это заинтриговало.

Он спустился на верёвке с крыши и завис перед окном её кабинета. Она всплеснула руками и побежала открывать, но он не стал входить, а просто прижал к себе и сказал:

- Человек-паук пришёл за своей Мухой-Цокотухой! – И они вместе, хохоча, выпрыгнули из окна.

Внизу их ждала машина. Бодлер отвёз её к заливу, пригласил на яхту, а потом…

Весь вечер, а затем и всю ночь, они любовались звёздами, пили розовое вино из тонких бокалов; он читал ей стихи, а один раз она даже спела ему какую-то грустную песню…

Рассвет застал их сидящих в большом плетёном кресле. На коленях Бодлера дремало самое прекрасное создание, прикрытое пиджаком за полторы тысячи долларов.

*         *          *

Через месяц он сделал ей предложение, и они обвенчались в маленькой часовне, на окраине забытого всеми французского городка. А после медового месяца в Ницце молодожёны переехали в квартиру Бодлера.

Однажды ночью, когда Таина крепко спала, Бодлер на цыпочках подошёл к сейфу, вынул копию свидетельства о браке(они расписались сразу после приезда, и Бодлер сделал эту копию незаметно от жены) и, надев тапочки, спустился на вахту.

 - Вот! Вот! – ликующе восклицал он, тыча Бабарихе под нос бумагу. – Вы упрекали меня в ненормальности! А теперь я женился! И у меня будет всё, как у всех! И пылесосить я буду сам, и гвозди забивать, и детей в школу возить! Вы говорили, что я думаю только о деньгах! А сейчас вы что скажете? Я люблю свою жену, и она любит меня! Понятно вам?

Оставив копию в руках вахтёрши, он прыгнул в лифт и, абсолютно счастливый, поднялся на свой этаж.

А Бабариха, прихлёбывая остывший чай и поглядывая в документ, неспешно изрекла со вздохом:

 - А ведь она его старше на два года… - Она покачала головой. – Вечно у него всё не так, как у людей…

ЧЕМ ПОРАДУЕТ ВСЯК ФЕВРАЛЬ-2006. 1

 

 

 

 

БЕСЕДЫ О ГЛАВНОМ

 

 © Авигдор Эскин

(Иерусалим, Израиль)

 

ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО «КАББАЛА»

 

     С детства казалось нам, будто живем в эпоху неведомого доселе прогресса. С высокомерным снисхождением подумывали о живших до нас, не имевших представления о телевизоре с компьютером. Но обрели ли мы счастье и радость в суете перемен и переделов? Удалось ли нам понять лучше самих себя и окружающий мир?

     Все мыслимые признаки неудовлетворенности отличают современного человека от живавших ранее. Религиозные проповедники тянут нас к ностальгии по безвозвратно ушедшим временам. И верно же, что сто лет назад не знали люди такого обилия душевных заболеваний и извращений, семьи не обваливались так скороспешно, воздух был чище и свежее. Однако бессильно пока духовенство в его потугах притянуть современного человека к основным законам нравственности. Вернее, лишь небольшая часть людей готова следовать религиозным предписаниям, исходя из принципа: "Веруем в веру, юже предаша нам отцы наши". Чаще забрасывают людей поиски в Индию или на Дальний Восток, а там уготовано временное успокоение, но вслед за ним – тупик. Остается только вернуться в лоно обыденного неодушевленного материализма.

     Как часто приходится слышать от людей, что хотели бы обрести веру, но не в силах. Нечто отбрасывает их от традиционных форм богослужения. Нечто необъяснимое и незримое. Это состояние мятущегося современника лучше всех отобразил Пушкин в стихотворении "Безверие":

 

   

Взгляните – бродит он с увядшею душой,

 

Своей ужасною томимый пустотой,

 

То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.

 

Напрасно ищет он унынью развлеченье;

 

Напрасно в пышности свободной простоты

 

Природы перед ним открыты красоты;

 

Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:

 

Ум ищет Б-жества, а сердце не находит.

 

 

   Вот она трагедия, постигшая каждого из нас в той или иной мере! Сперва примитивный рационализм эпохи просвещенья задавил простые и наивные представления о мироздании верующих масс. Остались незатронутыми всемирным секулярным потоком лишь кроткие умом и смиренные духом. Сердцем люди еще стремились к вере, но обуянный рационализмом разум тащил вперед к науке и прогрессу. В наше время все поменялось, ибо умом современный человек понимает абсурдность атеизма и осознает необходимость в метафизическом подходе к бытию. Но сердце его в тисках безверия. Похоже, что именно наше поколение может постигнуть глубину внутренней драмы, обрисованной Пушкиным:

 

Во храм Всевышнего с толпой он молча входит,

 

Там умножает лишь тоску души своей.

 

При пышном торжестве старинных алтарей,

 

При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,

 

Тревожится его безверия мученье.

 

Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,

 

С померкшею душой святыне предстоит,

 

Холодный ко всему и чуждый к умиленью

 

С досадой тихому внимает он моленью.

 

     Разве не эти чувства охватывают при первом посещении в жизни синагоги? Выходит, одни и те же симптомы безверия у всех людей. (Однако пушкинское описание никак не ложится на пережитое теми, кто четверть века назад посещал на праздники московскую синагогу. Тогда это был акт противостояния и борьбы в настоящем и уникального причастия к уходящей бытности еврейского местечка. Глубочайшие переживания вхождения в лоно синагогальной обрядности единили с Израилем, давали выход скорби по убиенным во время Катастрофы. Но это все про былые времена, ушедшие безвозвратно.)

     Сегодня человек приходит в храм не в поисках национального очага и не ради излияния накипевшей лавы боли преследуемого. В наши дни звучат правдиво без примеси лукавства слова Александра Галича: "Я вышел на поиски Б-га".

     Человек приходит в место богослужения в поисках реального духовного опыта. Но именно явственности осязания Творца недостает сегодня ищущим.

     Завсегдашние прихожане, утвердившие себе место в молитвенном доме, отторгнут претензии случайного посетителя, воспитанного в атеистической среде ассимилянтов. Им не понять той потребности в реальной осязаемости духовного, которая движет ищущими людьми в наши дни. Привычка становится второй натурой, а система обрядов кажется самоцельной. Общение с Творцом сводится к исполнению Его воли в виде изучения системы законов, соблюдения обрядов и правил нравственности.

     Ищущий способен узреть и оценить достоинства посещаемого места. Разумом он готов уже воспринять преимущества образа жизни богомольных прихожан. Но сразу же возникает несметное количество препятствий: менять образ жизни, менять окружение?.. Как только требуется жертва, так эгоизм громогласно заявляет о своих правах. Ради преодоления барьера наш посетитель молитвенного собрания искал и не нашел в стенах здания того, что представляется ему подлинной духовностью.

     То есть, как это - в доме молитвы и не обнаружить духовности? Но именно это чувство томления не оставляет покидающего здание со странным чувством чужести. Порой он будет корить родителей, дескать, зря не привили ему веру сызмальства. Раз в году зайдет из любопытства послушать праздничное пение.

     Казалось бы, все происходящее вокруг указывает на единственность мысленной жизни через прямые поиски Создателя. Идолы и идеалы прошлого рухнули за последние сто лет. Нет даже соблазна обольститься одной из некогда мощных форм мирского мессианизма.

     Однако просвещенные современные люди нерелигиозны сегодня в своем большинстве. Рационального оправдания своему безверию не находят они сами, да и не шибко ищут. Только выходит, что от веры они ждут куда большего, нежели традиционной нравственности и пронизывающей быт обрядливости. Сердце просит выпуклой и осязаемой духовности, но ее-то и не находят сегодня в местах изучения священных текстов и молитвенных собраний.

     Мыслящий правдоискатель наших дней способен узреть в самом существовании верующих незаменимую манифестацию многовековой эстафеты традиции и воплощения в жизнь законов святости. Можно даже восхищаться успехом тех, кого перипетии двадцатого века не сбили с пути: они верно напоминают о наличии Высшего закона бытия. Следует добавить, что и законы эти вечны и непреложны.

     Но и этих умозаключений оказывается недостаточно, когда человек ищет смысла жизни и пытается обрести духовный заряд такой силы, которая способна перевесить весь его прежний жизненный опыт. Обретенный за годы накопления богатства и страстей эгоизм отказывается отступить, если вдруг не выявляется реальный путь к просветлению. Это можно назвать первичным приближением к Лествице Яакова или воздействием "окружающего света" Творца - ор макифна ищущего безустально. Часто внутренний толчок приходит в виде вознаграждения за приложенные усилия к познанию смысла жизни.

     Начавшие путь духовного восхождения люди могут поведать о реальности этого опыта постижения истины при помощи древнейшей методики постижения Творца. С первого момента появления на Земле человека ему даны были ключи к таинствам мироздания. Эзотерические знания древних обнаруживаются при изучении их цивилизации. Во всех поколениях были люди, жаждавшие осязаемых духовных постижений и не довольствовавшиеся законами бытия масс. Мы знаем о существовании этих искателей света и слышали об их свидетельствах постижения искомого.

     Если посмотреть на народы мира, то вплоть до недавнего времени «белая эзотерика» была уделом единиц, а «околодуховные» таинства широко внедряли в сознание людей поклонники черной магии в ее многочисленных преломлениях. Потребность в духовном прорыве, лишенная чисто корыстной мотивации, существовала лишь в самых узких кругах посвященных. Массы же вполне довольствовались теми формами богослужения, которые содержались в традиционных религиях и одновременно не гнушались чернушной ворожбой.

     Зашедший в тупик в поисках истины современный человек ищет в эзотерике уже не объяснения явлениям природы и не примитивных форм гадания и колдовства. Он пытается получить ответ на мучающий его вопрос: для чего ему дана была эта жизнь? Если помыслы его очищены от плевелов выгодничества и если все предыдущие попытки найти пристанище своей душе заканчивались внутренним обломом, то пришло для него время произнести слово каббала.

     В наше время каббала начинается там, где ищущий человек констатирует тупиковость своего правдоискательства. В каббалу входят, когда вся предыдущая жизнь предстает лишенной смысла. По мере углубления в каббалу человек понимает, что и в предшествовавшей духовному просветлению жизни был свой смысл. К этому можно добавить сказанное Виленским Гаоном: «Каббала начинается там, где заканчивается философия».

     Выявление света в непрозрачной и непроницаемой современной действительности видится утопической задачей. Ведь все затоплено безмыслием и бескультурьем; все затоптано в хаос безразборной лжи. Поэтому правдоискатель обязан взяться за перо и по-солженицынски бесстрашно обличать и разбивать вдребезги сгустки зла.

     Отказ от протеста приведет неизбежно к усилению чувства отчаяния, в которое погружается мир. Ведь предреченный Шпенглером «Закат Европы» нашел свое выражение в «конце идеологии» Фукаямы. Апатия и усталость привели современного человека к глубокой индифферентности к новым идеологическим веяниям: он не то, что не помышляет о равноценной жертвенности имя «светлого будущего», но даже денег на книги такого сорта тратить не станет. В такую пору молчание позорно стократно.

     Нам важно понять, почему иссякла жизненность в близком и понятном нам культурном и религиозном пространстве? Еще сто лет назад сотни молодых россиян шли сознательно на погибель ради идеи. Свежи в памяти и рассказы о борьбе за воссоздание Израиля, включавшей немалую жертвенность со стороны военных отрядов ЭЦЕЛя и ЛЕХИ. Последним проявление бунтарства против обывательского эгоизма западного мещанства были студенческие бунты в 1968 году. С тех пор усталость, апатия и безверие стали отличительным знаком современного потребительского общества.

     Уход со сцены литературы, искусства, музыки и философии тоже стали следствием проведенного либеральной демократией оскопления душ. А в былые времена цель веры и смысл жизни сочетались с умением притягивать духовные силы в произведения искусства. Отголоски многопланового и эзотерического понимания действительности присутствуют в творчестве столпов той западной культуры. Так, Данте Алигьери утверждал, что всякий пассаж Писания имеет четыре смысла – буквальный, аллегорический, моральный и духовный. Это вточь соответствует известному нам как Пардес: пшат (простой смысл), ремез (аллегорический), драш (толкование) и сод (таинство). Существует мнение, что тайные знания пришли к Данте от великого рабби Авраама Абулафии. В «Божественной комедии» Алигьери и в его «Новой жизни» глухой разве не услышит отзвуков высокого театра тайноведения.

     Настигшие современный мир бездух с бездыхом привели тонких и чувствительных людей к разрушительным формам протеста. Бессильные изменить, но не готовые смириться, лучшие умы и таланты обращались в бегство от такой жизни. Кто через алкоголь и наркотики, как Леонард Коэн или Владимир Высоцкий, а кто самоубийством, как Ги Дебор.

     Вошедшие в мир веры и каббалы неизбежно прошли через стадию осознания зла и борьбы с ним. Избранным в их среде дано претворить в жизнь идею, единящую всех людей веры: "Лучше зажечь свечу, нежели проклинать темень". Правда, стоит оговориться, что причастные к таинствам мироздания пророки виделись современникам гневными обличителями, а для нас они – свеча на ветру.

     Каббала всегда определялась словами "тайная наука". Но все сокрытое пробуждает особое любопытство. А в наши дни, когда чувства стыдливости учат стесняться, и все сокровенное выставляется напоказ, умножилось число лжекаббалистов, умело использующих непросвещенность масс в основных теологических понятиях. Не имеющим опыт изучения Торы трудно порой отличить само учение от его современного суррогата.

     Открываешь сегодня газету, а там наряду с рекламой товаров и услад плоти натыкаешься на "каббалистов", предлагающих людям помощь за определенную мзду. Кто приворот снимет и сглаз уберет, а кто девицу присушит или загулявшего мужа вернет. Иные обещают будущее предсказать или подсобить денег заработать.

     Мало того, неудовлетворенные низкой посещаемостью своих классов, некоторые учителя религии завлекают людей, обещая поделиться с ними «каббалистическими» знаниями. На поверку часто выясняется, что рекламирующиеся "просвещенные владыки" даже основ тайного учения не знают и даже первичного подхода к эзотерическим текстам не имеют.

 

     Во все времена непосвященные и невежественные соглядатаи пытались овеществить и приблизить к собственному несовершенному мировосприятию духовные категории каббалы, нещадно искажая и опошляя даже самые простые постулаты учения. Наблюдавшие за происходящим со стороны, приравнивали тайную науку к известным им формам экстрасенсорики. Более ста лет назад пытался толковать слово «каббала» Владимир Даль в своем "толковом словаре живого великорусского языка". Вот что вышло у него: "Каббалистика или каббала – мистическое толкование евреями Ветхого Завета, также соединенное с волхованием, иногда говорится у нас в значении чар, ворожбы и чернокнижия". Так и написал…

     Кого ни спросишь сегодня, при слове каббала человек сперва пробуждается, а затем дает ему определение эликсира для обретения благ этого мира. Кто-то видит каббалу как волшебство для обогащения, другие рассчитывают при помощи древней науки поправить дела на личном фронте, а встречаются и цепляющиеся за эзотерические термины в целях обожествления человека, предметов или идеологических изобретений. И нестерпимо часто слышим от собеседника опостылевшие формулы самооправдания, скрывающиеся за лозунгами типа «оправдания Творца».

     Стражи традиционного иудейского благонравия справедливо пытаются оберегать свою паству от подобной "каббалы". В некоторых случаях выпускались для верующих масс широкие и безразборные запреты, чтобы уберечь людей от шарлатанов. Духовные наставники полагали, что лучше вовсе схоронить от людей сокровенный внутренний смысл религии, нежели позволить нечистоплотным экстрасенсам соблазнять толпу языческими фокусами, прикрываясь заимствованными из каббалы названиями "сфирот" и миров.

     В наши дни нелегко убедить человека в необходимости утаивать от него информацию и наипаче – запрещать ему удовлетворять собственное любопытство. Можно твердить ему, что некие знания находятся под строгим запретом, но именно это и пробуждает аппетит. Все предостережения и предупреждения такого рода отторгаются в наше время безапелляционно. Современная гордыня столь велика, что не позволит даже призадуматься о возможной правоте учителей Торы, стремящихся предотвратить вульгарные попытки овеществления духовного посредством полного отсечения через запрет доступа к информации. Намерения стражей традиционного подхода были и остаются, несомненно, благими, но поставленную задачу в данном случае им выполнить им не удалось.

     Мы подходим к обсуждению наболевшей проблемы о возможности широкого распространения каббалы в наши дни. Трудно найти сегодня иную тему, которая бы так будоражила верующих людей и их пастырей. Атмосфера накаляется при одном лишь упоминании слова каббала, а как заговоришь о возможности реального изучения строения мироздания, овладевая самой древней эзотерической методикой, нервозность переходит в страх, грозящий вылиться в истерику.

     Дословный перевод слова каббала с иврита – "получение", то есть учение восприятия духовной информации, которая условно приравнивается к свету (ор – на иврите). Эта мудрость ведет к постижению пакибытного, утверждает главенство духовного.

     Действительно, с первого момента появления человека на земле перед ним встал вопрос, ради чего он живет? Но обычно все сводится к стремлению максимального обретения материальных благ и выстроению жизненных приоритетов таким образом, что высшее служит низшему. Точкой отсчета становится обычное стремление "получать удовольствие от жизни": вкусно поесть, выспаться, быть здоровым, пообщаться с красивой женщиной, просмотреть интересный американский фильм про полицейских...

     В нашем мире наука поставлена на службу потребительскому обществу. Законы природы изучаются ради изобретения новых игрушек, скрашивающих быт. Знатоки физики и математики подчинены воле бизнесмена, занятого накоплением материального. Ублажать плоть всеми доступными средствами – таково кредо потребительско-общинного домостроя. Признание общности интересов диктует выработку неких принципов морали, которые подгоняются под стремление данного коллектива в отдельно взятый отрезок времени сосуществования на радость себе и без нанесения ущерба другому. Иными словами, современная философия морали полностью оказалась на службе у потребителей. Законы нравственности подчиняются переменчивым желаниям человеческого общества и колеблются в зависимости от колебаний ветреницы капризов и увлечений.

     В консервативных академических кругах это явление критикуют и разоблачают как "эпидемию светского гуманизма". Господствующее стремление подчинить высшее низшему заглушает эти голоса «интеллектуалов–почвенников». Во всем мире академия «подкаблучна» левым либералам, сумевшим навязать извращенное и перевернутое представление о действительности, прикрываясь теориями плюрализма и психологического функционализма. На самом же деле, все материалисты пытаются установить примат животного начала человека над его душой.

     Сложной и замутненной представляется в свете вышесказанного и ситуация внутрирелигиозная. Можем ли мы с уверенностью сказать, что все верующие заняты поисками путей духовного восхождения по Лествице Яакова? Знакомство с религиозным миром приводит многих к пушкинскому "безверию" в силу присутствия тех же человеческих пороков в среде прихожан, о коих писали мы применительно к светскому гуманизму. Но такие выводы приходят на ум вследствие узости воззрения, ибо сама традиционная вера подразумевает признание Творца и получение от Него высшего закона, на базе которого сложены обряды, ритуалы, а также правила нравственности. Сам факт осознания духовной субстанции и соблюдение в миру богоданных законов делает человека чище и выше.

     Однако служит ли традиционная обрядливость цели духовного восхождения? Она незаменима, когда направлена на очищение сердца от злой накипи. Даже неосознанное выполнение заповедей и обрядов имеет свою духовную значимость. Но часто человек сводит свою веру к надежде на вознаграждение в этом мире за соблюдение ритуалов и приверженность законам нравственности. То же корыстолюбие и такая же страсть к обретению. Выходит, часть верующих живет по уставу религии ради благ и услад?

     Мир современного приверженца веры сложнее. Он может включать в себя и некое мутное представление о грядущем мире и загробной жизни. Тогда праведность в миру служит обретению вознаграждения не только в виде материальных благ, но даже на грядущие бестелесные наслаждения нацеливается такой человек. Эти намерения не истолкуешь иначе, как чисто эгоистические. Напоминанием о чистоте побуждений может служить мудрая русская пословица: "Не встанет свеча перед Б-гом, а встанет душа".

     Каббала начинается там, где кончаются тщетные попытки человека поставить духовный мир на службу его мирским и плотским наслаждениям. Каббала выстраивает должную иерархию, когда плотское обретает вектор "ради" по отношению к интеллектуальному, а интеллект служит духовному возвышению. Это не выдуманный человеком языческий бог, предназначенный для устранения людских страхов перед могучей природой, а системное подчинение позывов, помыслов и страстей всеохватывающему стремлению приближения к невидимому и непостижимому Творцу через познание Его реальных и осязаемых проявлений в духовных мирах. Не дух ради плоти, а плоть ради духа.

     Таким уродился человек: вместилищем доброго и злого, духовного и бренного. Изначально оказывается он во власти одних плотских состояний, но по мере развития дается ему возможность взойти на более высокие ступени. Для этого он должен перестроить свое эгоистическое начало по образу и подобию духовных миров. Лаконично и емко выразил эту мысль Владимир Соловьев: "Спасающий спасется. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет".

     Эта методика постижения Творца дана была Адаму, и частицы переданного ему дошли до нас через "Книгу ангела Разиэля". Со времен Авраама сохранилась "Книга Творения" (Сефер Ецира). Зоар, переводимый на русский как "сияние", был раскрыт через легендарного рабби Шимона Бар-Йохая во втором веке нашей эры. Особую роль в раскрытии таинств мироздания сыграл легендарный рабби Ицхак Лурия (Ари), живший в шестнадцатом веке. Метеором постижения всей премудрости, подвластной человеческой душе и умения окинуть ее взором с высоты постижений каббалиста, был Виленский Гаон. Написанную его учеником с его слов книгу «Кол г’атор» (голос горлика) можно назвать мессианским путеводителем для современного человека. Все таинства нашей эпохи были раскрыты Виленским Гаоном свыше двухсот лет назад.

 

     По мере углубления в эти книги мы обнаруживаем, что Тора – это не свод законов вперемешку с историческими рассказами и высоконравственными поучениями. Вернее, все эти элементы присутствуют в Книге книг, но служат они цели восхождения по ступеням Лествицы. Каббала – это ключ к пониманию истинной глубины Писания.

     С годами изучения приходит и полное понимание происходящего вокруг. Так двумя предложениями раскрывает происходящее в современном Израиле Виленский Гаон в толковании к Тиккуней Зоар: «Сперва раскроется Мессия, а затем – сокроется. И будут Израилю великие муки и схватки». Знаменательно, что не столько про внешних врагов писал великий мудрец, сколько про Великое Смешение (Эрев Рав), внесшее великую сумятицу: «Они хуже народов, убивающих нас». Ведь Эсав и Ишмаэль вышли из лона праотцов, но затем отделились от них, а Великое Смешение держится за самого Яакова. Не просто пребывает в недрах Израиля, но они – «главари и первенцы Израилю». Они правят нами во всех сферах внешней жизни.

     Виленский Гаон не просто собрал воедино тайное и явное из Торы, Талмуда и Зоара, но нацеленно направил прожектор на наши дни. Собрал всю мудрость Израиля и обобщил ее в совершенном синтезе применительно к нашей эпохе. Можно сказать, что после Талмуда и Зоара были явлены нам световыми метеорами и легендарный Ари и Виленский Гаон. Корень души обоих пришел от предтечи Мессии из дома Давида – от Мессии из дома Йосефа.

     Усиление мессианской поступи вплоть до прорыва в новую эру начинается с 1740 (5500) года. Раскрытие Мессии будет предшествовать субботнему тысячелетию. 500 лет уподоблены 12 часам кануна субботы, каждая из которых составляет 41 год и 8 месяцев. На первых порах наблюдается развитие науки и искусства в отрыве от веры. Мир охватывают новые веяния и революции. Согласно сему учению пятый час соответствует сефире судов Г’од и закончился в 1948 году. Самое страшное событие нашей истории приходится на ту пору. А начало раскрытия Мессии из дома Йосефа начинается в 1948 году и соответствует его сефире Есод.

     Полуденный час избавления приходится на 1990 год. Гаон подробно пишет о нем в толковании к Тиккуним Мизоар Хадаш. Это время воцарения в мире Великого Смешения – самого опасного врага Израиля. Мировой либерализм вытеснил зло коммунизма и обратился в слиток вселенского злонравия. Есть поминание полуденного часа и как начало великого просветления. Нет здесь противоречия. Провидцы указывают на время скончания одной из сил злонравия, но прорыв к свету зависит от нашей воли и наших деяний. Каждый день мы делаем выбор между избавлением «в срок» через страдания и катаклизмы и избавлением «ускорением». Гаон возносил молитву о совмещении двух векторов и даже в случае падения нашего, но мы молитву сию не подхватили досель.

     Отметим еще один аспект эсхатологического учения Виленского Гаона: проявление Торы как универсального мессианского учения. Он приводит слова из Пятикнижия о том, как Тора будет «мудростью и разумением» евреев пред глазами народов и учит умению манифестации истинности учения Израиля через все основные отрасли науки, ибо единым законом Единый создал мир.

     Прочитавший внимательно приведенное здесь не найдет боле оправдания апатии и безверию. Перед нами учение, дающее силы выжить в смутную пору, приносящее понимание эпохи и дарующее Лествицу восхождения ради личного опыта духовного общения. Пожалуй, если потребуется определить одним словом то, что может стать истинным эликсиром жизни для человека нашей эпохи, выбор падет на «каббалу».

ЧЕМ ПОРАДУЕТ ВСЯК ФЕВРАЛЬ-2006. 1

 

СТИХИ НОН-СТОП

 

©PANI

(Санкт-Петербург)

 

Я с детства никогда и ничего просить не смела.

Хотела и брала, в борьбе с самой собой, с людьми.

Летела на огонь, страдала и душа кипела,

За дело правое была готова лечь костьми.

 

Вся жизнь прошла в трудах, в борьбе за хлеб и за идею.

Коленей не склонив, разбила я немало стен.

Но всё же до сих пор я у судьбы просить не смею

Покоя и тепла, горенью и любви взамен.

 

Горенье глаз и чувств я ни на что не променяю,

И юную любовь в своём я сердце сохраню.

Пусть день бежит за днём и радость утра ночь сменяет.

Просить не буду, всё сама себя я подарю

 

©Мария Ярославская

(Пермь)

 

Бывшим и ушедшим…чувствам

 

С Новым годом, родной человек!

С новым счастьем- ты встретишь другую!

На прощанье тебе улыбнусь

И воздушно тебя поцелую…

 

Я жалею о том, что прошло,

Но ни капли о том, что случилось…

И в твоей, и в моей,

Может быть, жизни это впервые сложилось!

 

Я тебе пожелаю любви,

Но не той, что случилась с нами,

Поклялась в ней тебе на крови,

Только кровь эту выпили сами…

 

Я тебе пожелаю добра…

И открытости душ, веры в чудо…

Только рядом с тобой до конца

Я уже «никогда» и «не буду».

 

Я желаю себе столько сил,

Чтобы прошлое вырвать навек.

Чтобы встретился в Новом году

Мне действительно мой человек!

7/8.01.2006

 

©Эмири Ариго

(Ижевск)

 

Холод звёзд одинокого лета,

Что послушно безвольно судьбе…

Я не знаю, где ты и с кем ты,

Но хочу улыбнуться тебе.

 

Моей боли прекрасная песня

Растворится опять в вышине

Я тону, обвиваемый лестью,

Розы с ядом подарены мне.

 

Понимаю, мы разные очень

И по-своему мы одиноки.

Я считаю все дни и все ночи,

И тебе посвящаю строки.

 

Я люблю безнадёжную осень,

Потому что она так похожа

На твои хрупко-чистые слёзы,

На твою загорелую кожу.

 

©КАТАРИОС

(Владимирская обл.)

 

ОДЕРЖИМАЯ

 

 В темноте не слышное дыханье

И движенье глазу не заметно.

Так прощая грани мирозданья,

От тебя бегу я беззаветно.

 

Но – найдёшь и встанешь на пороге,

А в глазах – укор и всё же нежность.

Отправляясь по любой дороге,

Снова попадаю в неизбежность.

 

Тень от тени бьюсь я в исступленье

И лечу вперёд, мосты сжигая!

Только снова, словно наважденье,

По ночам с небес ко мне слетаешь…

 

…Утоплюсь когда-нибудь. От скуки

Я без сил паду, сломаю крылья.

Но- подхватят бережные руки…

И пойму – как сладостно бессилье.

ЧЕМ ПОРАДУЕТ ВСЯК ФЕВРАЛЬ-2006. 1

 

Бюро находок

 

+Хочу найти друзей по переписке! Отвечу всем!

456205, Челябинская обл., глатоуст, ул.Пугачёва 12-32, Марина

 

+Dark Night’s. O gloomy Gotus. My name is Taria, and I listen to Apokalyptica, Bjork, Sentenced, Him, Nightwish, Evanescence, Rasmus, POD...My blood becomes gore because of ad negation. Do you see the world in grey colours, as I? You mast write a letter to me!  P.s. You and I ablaze.  632382, НСО, Куйбышев, 11-3-53

 

ЧЕМ ПОРАДУЕТ ВСЯК ФЕВРАЛЬ-2006. 1

 

614113, гермь, а/я 4826,

редактор:  Мария Александровна Ярославская 

(член Российского Союза Профессиональных Литераторов)

Всяк  в сети Интернет:

http://spinne98.narod.ru

e-mail://wsak@narod.ru

ICQ:144270294

При перепечатке ссылка на «Всяк»  обязательна!

Выходит при поддержке: Людмилы Анатольевны Ярославской

 



Сайт управляется системой uCoz